СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мои первые шаги в профессии или профессия, которую я выбрал»

Мой педагогический стаж небольшой, чуть более двух лет, но и за это  время мне уже есть что вспомнить, над чем задуматься, есть за что себя поругать. Главное, что нужно помнить и не отступать от этого, это принципы по которым мы должны идти не только по жизни, но и при работе в школе - не свернуть, справиться со всеми трудностями, уметь вовремя все сделать, поставить перед собой цель и идти к ней с уверенностью. Да, именно так, этому мы не только должны учить своих учеников, но и сами быть тому примером!

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт у меня все-таки сложился определенный подход к обучению математике, который я раскрою через основные принципы.

Принцип детоцентризма (в центре обучения математике находится ребенок). Я не буду говорить о том, что нужно уважать ребенка, создавать условия для его реализации, самовыражения, самосовершенствования. Вряд ли кто будет эти слова оспаривать. Когда я строю урок математики, в первую очередь, я стараюсь учитывать личностные интересы и стремления ученика. Вопрос «Зачем это надо ученику?» является одним из центральных при выборе содержания урока математики. В этом большую помощь мне оказывают, так называемые, «реальные» (компетентностные) задачи и задания. Для меня главное состоит в том, чтобы те цели, которые я ставлю перед собой на уроке как учитель математики, стали целями ученика. А для этого я настраиваю учеников на изучение той или иной темы, вызываю у них желание узнать новое. Помимо компетентностных задач я использую постановку проблемных вопросов;  анализ жизненных ситуаций; очевидные, но непонятные факты; необычную форму преподнесения материала и т.д.

Принцип «Открываем знания вместе». Ученик должен быть активным деятелем собственного учения. Всякая деятельность – это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Любая задача – это определенная цель для достижения. Чтобы поставить задачу перед учениками, я ищу такой поворот в уже освоенном материале, который потребует нового знания. Иными словами, создаю условия для того, чтобы у ребят возникла потребность, желание и готовность самим открыть это знание. «Неоткрытое знание не только формально и безличностно – оно становится препятствием к новому знанию». Роль ученика должна состоять не в исполнении готовых действий по моему указанию, а в самостоятельном поиске необходимых действий для решения задачи.

Почему я об этом долго и, может показаться, настоятельно говорю. Дело в том, что некоторые преподаватели по методике обучения математике, а также определенная часть «маститых» учителей математики считают, что открытие новых знаний учащимися часто ведет лишь к потере времени на уроке. Мой маленький опыт говорит противоположное – затраченное время воздается сполна: у детей появляется желание искать, рассуждать, узнавать, осознавать, формируется позиция деятеля.

Принцип «Меньше, но лучше». На формирование умения влияет не количество решенных задач, а правильно подобранные упражнения и качественная работа с ними. Я полностью согласна с мнением методистов, в частности, с Ю.М. Колягиным о том, что надо использовать все дидактические возможности каждой математической задачи.

Приведу пример. В 5-ом классе на уроке по теме «Площадь. Формула площади прямоугольника» я ребятам предложила задачу: «Площадь прямоугольника 100  Какой может быть длина его сторон (в сантиметрах)?». Учащиеся приступили к самостоятельному решению задачи. В ходе решения отдельными учениками были заданы вопросы: Как быть, ведь таких прямоугольников много? Может ли данный прямоугольник быть квадратом? и др. Я для себя высоко оценила эти вопросы, т.к. их содержание показывало, что ребенок не просто читает задачу, а осмысляет ее условие и требование: критически оценивая данное и искомое, замечает, что задача может иметь несколько решений.

После того, как задача была решена, я попросила учащихся поменяться работами друг с другом и проверить решение. Причем я сама предложила, кому с кем поменяться работами. В результате такого обмена каждый из ребят взамен своей тетради получил тетрадь с несовпадающим решением.

Такой работой ученик был поставлен перед необходимостью проверить и оценить решение, которое сам не нашел. В итоге было найдено 4 решения. Но на этом наша работа над задачей не закончилась. Я задала  ребятам еще один вопрос: «Скажите, как надо изменить условие задачи, не вводя дополнительных данных, чтобы она имела только одно решение?». После услышанного ответа один ученик поделился своими мыслями: «А если в условии исходной задачи заменить 100 на 79, то она будет иметь одно решение, т.к. 79 можно получить при умножении только двух чисел 79 и 1». Игра в вопросы продолжилась: «Еще, на какие числа можно заменить 100, чтобы первоначальная задача имела единственное решение?». Далее я с гордостью привожу вопросы, которые составили учащиеся: Какими могут быть длины сторон прямоугольника, чтобы их сумма была наибольшей (наименьшей)? Стороны прямоугольника уменьшили на 3 см. Какова будет его площадь? Можно ли из данного прямоугольника вырезать квадрат со стороной 1 см; 7 см; 11 см? Известно, что из прямоугольника вырезали квадрат площадью 16 . Что можно сказать о размерах прямоугольника? Известно, что из прямоугольника вырезали квадрат со стороной 9 см. Что можно сказать о прямоугольнике? и т.д.

Таким образом, решая одну задачу, мы вышли на целую группу интересных задач, которые помогли ребятам глубже усвоить такие понятия, как площадь прямоугольника, площадь квадрата. Конечно, не всегда у меня получается так, как я спроектирую и запланирую. Я еще не могу предвидеть все ответы учащихся и порой от некоторых неожиданных суждений ребят теряюсь и с трудом вижу в них рациональное зерно. Но я преднамеренно иду именно по пути совместного обсуждения проблем, совместного поиска выхода из возникших затруднений.

Принцип самостоятельности. Для того чтобы ребенок осуществлял деятельность, в том числе математическую, необходимо формировать у него самостоятельность как качество личности. Необходимым условием формирования самостоятельности является подготовленность ученика к самостоятельной работе, иначе усилия ученика окажутся напрасными, приведут его к разочарованию и чувству бессилия. Ориентация обучения на развитие самостоятельности предполагает выполнение двух условий. Первое условие – готовность ученика к выполнению упражнений, которая определяется наличием необходимого запаса знаний и владением соответствующими умениями и навыками. Второе условие – предъявляемое ученику задание должно соответствовать его возможностям, быть для него посильным и доступным. Посильность заданий обеспечивается дифференцированным подходом к обучению учащихся, учитывающим не только возрастные, но и индивидуальные особенности, возможности и способности учащихся.

Я раскрыла только основные принципы, которыми руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Эти принципы помогают мне прививать у детей любовь к математике, желание и умение учиться.

Категория: Всем учителям
04.02.2015 08:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!