СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как побороть травлю?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как побороть травлю? Поговорите с ребенком

В последнем исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было заявлено, что буллинг (или «травля», как правило, детей в школе) - это самая серьезная угроза физическому и психическому здоровью школьника, которая может иметь долгосрочные последствия как для жертвы, так и для «дразнил» и даже для простых наблюдателей. Исследование показало, насколько эта проблема глобальная: она присутствует почти во всех странах и культурах, независимо от статуса школы.

30% школьников подвергаются травле в школе

Среди стран-членов ОЭСР (в частности, США, Австралии и большинства стран Евросоюза) 11% всех подростков сообщили, что их часто задирали, 7% сказали, что их «игнорировали», 8% жаловались на распространение болезненных слухов о них, а 4% - примерно один человек на класс - сказали, что им причиняли физический вред.

Вывод: серьезное число школьников чувствует себя униженными, изолированными от общества, а иногда - даже нежелательным его членом. Надо помнить, что школы - это не просто места, где люди собираются для изучения предметов, а также одно из первых мест, где ребенок вступает в общество и изучает поведение других людей. И позитивное, и негативное влияние школы оказывает на детей огромное влияние.

При этом, как показывает опыт некоторых стран, например, Финляндии, Нидерландов или Швейцарии, выбор между высокими стандартами обучения и получения удовольствия от школы далеко не всегда бинарен - возможно испытывать и то, и то.

Главное - это отношения между людьми

Исследование показало, что количество учебной нагрузки практически не влияет на чувство «удовлетворения» ученика. Также, как бы это не было парадоксально, частота тестов и экзаменов тоже не оказывает серьезного влияния. Главный фактор - это взаимоотношения между детьми, учителями и родителями. Если ребенок не доверяет учителю - он чувствует себя «чужим» в школе, и наоборот.

В среднем, ученики, сказавшие в рамках исследования, что их учитель готов помочь и заинтересован в их обучении, в 1.3 раза более удовлетворены школой. Напротив, ученики, которые жаловались на взаимоотношения с учителем, в 1.7 раза чувствуют себя более «изолированными».

Также стоит отметить, что есть серьезная разница между показателями в разных странах. Так, примерно три четверти учеников отозвались о своем школьном опыте позитивно, а в странах с продвинутой образовательной системой, например, в Тайване, Японии, Нидерландах, Вьетнаме, Финляндии, Южной Корее, Эстонии или Сингапуре, этот показатель еще выше.

А во Франции, например, он составляет всего 41% - при этом доказано, что дети из семей иммигрантов (которых во Франции много) редко бывают довольны школой.

Из других интересных наблюдений: 62% опрошенных детей пожаловались на чересчур сильное давление перед экзаменами, при этом во всех странах девочки жаловались на слишком сильные нагрузки больше, чем мальчики.

Разговоры с родителями повышают удовольствие от обучения

И последний, хотя и один из самых важных факторов - родители. Ученики, довольные школой, почти всегда рассказывали, что родители с ними часто разговаривают. Особенно высок процент удовлетворения среди тех, чьи родители собираются вместе с детьми за обеденным столом и спрашивают, как прошел школьный день.

При этом «простые разговоры с родителями» не просто влияют на удовлетворение школой, но еще и на академические успехи. Дети, чьи родители регулярно с ними разговаривают, в среднем опережают сверстников в научных дисциплинах на две трети учебного года (а иногда и на целый год), и даже если исключить из выборки наиболее успешных детей, тренд остается (хоть и сокращается до одной трети года).

Родители также могут повлиять на состояние ребенка, убеждая его верить в собственные возможности. Исследование показало, что дети, чьи родители культивировали веру в собственные возможности, на 21% менее остальных жаловались на давление перед экзаменами. Это подтверждают и международные тесты PISA: «мотивированные» ученики, как правило, набирают больше, чем «немотивированные». Но надо соблюдать баланс: если родитель надавит слишком сильно - ребенок может выработать «страх провала», который очень часто приводит к плохим результатам на экзаменах.

Понятно, что универсального решения проблемы удовлетворенности детей школой нет. Но учителя, администрации школ и, особенно, родители могут помочь своему ребенку пережить школу с минимальными негативными последствиями.

Оригинал.

Перевод: Михаил Лаврентьев

Категория: Всем учителям
03.06.2017 12:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!