СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Горские евреи Дагестана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Горские евреи (самоназвание - джугьур, джуургьо) являются одной из этнических групп евреев Кавказа, формирование которой происходило на территории Дагестана и Северного Азербайджана. Значительная часть горских евреев под влиянием политико-идеологических причин, в том числе проявлений антисемитизма с конца 1960-х - начала 1970-х годов стала называть себя татами, мотивируя тем, что они говорят на татском языке. Процесс "татизации" поддержанный официальными властями Дагестана, по сути и сводился к деиудаизации, привел к искусственному расчленению этого этноса на несколько частей: на горских евреев, татов и евреев (европейских евреев). Эта путаница в названии горских евреев отражает существующие версии об их происхождении. Большинство ученых считает, что горские евреи - потомки древних евреев, плененных и перемещенных в Месопотамию, точнее в юго-западную Персию, где они освоили язык окружающего населения (татский язык), затем под давлением конфессиональных и социально-экономических факторов вновь вынуждены были переселиться в Северный Азербайджан и Дагестан; здесь они обрели вторую родину и сформировались как самостоятельный этнос. Ряд ученых (Р. Магомедов, М. Мататов, X. Авшалумов, Л. Авшалумова и др.) утверждает, что горские евреи являются татами, то есть иранцами по происхождению, часть которых якобы была обращена в иудаизм в период принятия правителями Хазарского каганата (VIII-X вв.) этой религии. Наши исследования показывают, что горские евреи и та часть населения, которая называет себя татами, в действительности ныне являются представителями единого горско-еврейского этноса. Что касается истинных татов - иранцев по происхождению, исповедующих ислам и также переселенных иранскими правителями сюда в раннем средневековье, то они еще в конце ХIХ-начале XX в. почти полностью перешли на азербайджанский язык и считают себя азербайджанцами. Горские евреи насчитывают в Дагестане вместе с другими группами евреев 14,7 тыс. человек /2000 г./. В подавляющем большинстве /98%/ они живут в городах: Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске, Кизляре. Сельские жители, составляющие около 2% горско-еврейского населения, рассеяны небольшими группами в местах традиционного обитания: в Дербентском, Кайтагском, Магарамкентском и Хасавюртовском районах Республики Дагестан. Горские евреи говорят на северокавказском (или еврейско-татском) диалекте татского, правильнее среднеперсидского, языка, входящего в состав западно-иранской подгруппы иранской группы индоевропейской языковой семьи. Первый исследователь татского языка академик В.Ф.Миллер еще в конце XIX в. дал характеристику двух его диалектов, назвав один мусульмано-татским наречием (на котором говорят собственно таты - один из иранских по происхождению и языку народов), другой еврейско-татским наречием (на котором говорят горские евреи). Диалект горских евреев получил дальнейшее развитие и идет по пути формирования самостоятельного татского литературного языка. Литературный язык создан на основе дербентского говора. На язык горских евреев сильное влияние оказали тюркские языки: кумыкский и азербайджанский, об этом свидетельствует большое количество тюркизмов, встречающихся в их языке. Владея уникальным историческим опытом специфического языкового поведения в диаспоре, горские евреи легко воспринимали языки страны (или аула в условиях полиэтничного Дагестана) проживания в качестве средства бытовой коммуникаций. В настоящее время татский язык является одним из конституционных языков Республики Дагестан, на нем издавался альманах "Ватан Советиму", ныне издается газета "Ватан" ("Родина"), учебники, художественная и научно-публицистическая литература, ведутся республиканские радио-и телепередачи. Вопросы происхождения и формирования горских евреев как этноса остаются до настоящего времени дискуссионными. Так, А.В.Комаров пишет, что "время появления евреев в Дагестане с точностью неизвестно, есть однако предание, что севернее Дербента они начали селиться вскоре после пришествия аравитян, т.е. в конце VIII в. или начале IX в. Первыми местами их обитания были: в Табасаране Салах (уничтоженное в 1855 г., жители, евреи, переведены в разные места), на Рубасе, недалеко от сел. Хучни, где жили кадии, управляющие Табасаранью, а в Кайтаге, ущелье близ Кала-Корейша, еще и теперь известно под названием Жиут-Катта, т.е. Еврейское ущелье. Около 300 лет тому назад евреи пришли отсюда в Маджалис, а впоследствии часть их перешла в Янгикент, вместе с уцмиями. Евреи, живущие в Темирхан-Шуринском округе, сохранили предание о том, что предки их пришли из Иерусалима после первого разорения в Багдад, где жили весьма долгое время. Избегая преследований и притеснений от мусульман, они постепенно переходили в Тегеран, Гамадан, Решт, Кубу, Дербент, Маджалис, Карабудахкент и Таргу; на этом пути во многих местах часть их оставалась на постоянное житье. "Воспоминания о происхождении из колен Иуды и Вениамина горские евреи, - как справедливо пишет И.Семенов, - сохранили до настоящего времени, а своей древней родиной считают Иерусалим". Анализ этих и других легенд, косвенных и прямых исторических данных и лингвистических изысканий позволяет утверждать, что предки горских евреев в результате вавилонского пленения были переселены из Иерусалима в Персию, где, живя среди персов и татов в течение нескольких лет, адаптировались к новой этноязыковой ситуации и усвоили татский диалект персидского языка. Примерно в V-VI вв. во времена сасанидских правителей Кавада I (488-531 гг.) и особенно Хосрова I Ануширвана (531-579 гг.) предки горских евреев вместе с татами в качестве персидских колонистов были переселены на Восточный Кавказ, в Северный Азербайджан и Южный Дагестан для обслуживания и охраны иранских крепостей. Другая причина переселения предков горских евреев в Прикаспий, как отмечает И.Семенов, заключаюсь в усилившихся религиозных гонениях евреев из-за активного участия их в движении маздакитов в Иране, когда экзиларх Марзутра II создал самостоятельное еврейское государство в Иране, и последовавшем в 531 г. разгроме евреев-сепаратистов. Преследования евреев в Византии в начале VII в., а затем вновь в начале VIII в. усилили их приток в Хазарию, отличавшуюся известной веротерпимостью. С принятием в Хазарском каганате иудаизма в качестве государственной религии в VIII в. наступает кратковременная эпоха стабильного развития горских евреев. Миграционные процессы горских евреев продолжались в течение длительного времени. В конце XIV в. они подверглись гонениям со стороны войск Тамерлана. В 1742 г. горско-еврейские поселения были разрушены и разграблены Надир-шахом, а в конце XVIII в они подверглись нападению со стороны Казикумухского хана, разрушившего ряд сел (Абасава близ Дербента и др.). После присоединения Дагестана к России в начале XIX в. положение горских евреев несколько улучшилось: с 1806 г. они, как и остальные жители г.Дербента, были освобождены от таможенных пошлин. Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские фундаменталисты ставили своей целью истребление "неверных", разрушали и грабили еврейские селения и их кварталы. Жители вынуждены были прятаться в русских крепостях или были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. Процессы этнической ассимиляции горских евреев дагестанцами сопровождали, пожалуй, всю историю развития их как этноса. Именно в период переселения и первые века пребывания их на территории Северного Азербайджана и Дагестана горские, видимо, окончательно утратили древнееврейский язык, который превращается в язык религиозного культа и традиционного еврейского образования. Ассимиляционными процессами можно объяснить сообщения многих путешественников средневекового и нового времени, данные полевых этнографических экспедиций о еврейских кварталах, существовавших до XIX в. включительно в ряде азербайджанских, лезгинских, табасаранских, татских, кумыкских, даргинских и аварских селениях, а также еврейскую топонимику, встречающуюся в равнинных, предгорных и горных районах Дагестана (Джувудаг, Джугьут-аул, Джугьут-булак, Джугьут-куче, Джуфут-катта и др.). Еще более убедительным свидетельством этих процессов являются тухумы в некоторых дагестанских селениях, происхождение которых связывается с горскими евреями; такие тухумы зафиксированы в селениях Ахты, Араг, Рутул, Карчаг, Усухчай, Усуг, Убра, Ругуджа, Араканы, Салта, Муни, Мекеги, Дешлагар, Рукель, Мугатыр, Гимейди, Зидьян, Марага, Маджалис, Янгикент, Доргели, Буйнакск, Карабудахкент, Тарки, Кафыр-Кумух, Чирюрт, Зубутли, Эндирей, Хасавюрт, Аксай, Костек и др. С окончанием Кавказской войны, в которой принимала участие часть горских евреев, их положение несколько улучшилось. Новая администрация обеспечила им личную и имущественную безопасность, либерализовала существующие в крае юридические нормы. Горских евреев брали на работу в государственные учреждения, в полицию и т.д., чего не разрешалось еврееям-ашкеназам. Во время революции и гражданской войны большинство горских евреев оказалось на стороне большевиков. Многие горские евреи сражались за установление Советской власти: среди них Е. Мататов, участник Октябрьского восстания, И.Беньяминов, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за героизм в гражданской войне и др. В это время часть горских евреев из-за разрушений их аулов и кварталов вынуждена была переселиться в города Дербент, Махачкалу и Буйнакск. В советский период произошли существенные преобразования во всех сферах жизни горских евреев, заметно улучшились социально-бытовые условия, широкое распространение получила грамотность, выросла культура, умножились элементы европейской цивилизации и т.д. В 1920-1930 гг. создаются и издаются алфавит, учебники, книга, газеты горских евреев; активно развивается профессиональная литература, создаются многочисленные любительские театральные коллективы. В 1934 г. был организован ансамбль танцев горских евреев под руководством Т.Израилова (выдающегося мастера, возглавлявшего в конце 1958-1970 гг. профессиональный танцевальный ансамбль "Лезгинка", прославивший Дагестан на весь мир); в 1935 г основывается профессиональный Татский государственный театр в г.Дербенте (реж. З.Авшалумов) и т.д.; до 1947 г. в национальных горско-еврейских общеобразовательных школах преподавали родной язык. Подавляющее большинство (более 90%) горских евреев к предвоенному времени уже переселилось в города Дагестана, а в сельской местности осталось менее 1 тыс. человек (1939 г., перепись населения). Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 л. значительное число горских евреев, проживавших на оккупированной немецкими фашистами территории Серного Кавказа и Крыма было уничтожено. Традиционными занятиями горских евреев являются земледелие, ремесло и торговля. По официальным данным губернатора Дагестанской области, в 1866 г. из 5389 горских евреев в сельской местности проживало 4014 человек (74,5%), а в городах - 1375 (8,6%) (Комаров, 1873). Однако это не означает, что все сельские жители занимались сельскохозяйственным производством: хлебопашеством, рисоводством, мареноводством, табаководством, шелководством и т.д.; часть из них была ремесленниками, занимавшимися обработкой кожи, выделкой сафьяна, шапочниками, портными, торговцами, горожане занимались садоводством, виноградарством, виноделием, мареноводством и табаководством, не говоря уже о купцах и ремесленниках, составлявших основную массу горско-еврейских горожан. В городах купцы имели свои лавки, а часть горских евреев объезжала почти все, включая и горные, аулы Дагестана, предлагая населению мелкие товары широкого потребления, мануфактуру и др. Специфичной чертой материальной культуры горских евреев является схожесть с аналогичными элементами культуры и быта соседних народов, которые сложились в результате устойчивых многовековых хозяйственных и культурных связей. Горские евреи имели почти одинаковые с соседями строительную технику, планировку жилищ (с некоторыми особенностям в интерьере), орудия ремесла и сельскохозяйственного производства, оружие, украшения. Собственно горско-еврейских поселений было немного: сел. Ашага-Араг (Джугут-Араг), Мамраш, Ханджал-кала Нюгди, Джараг, Аглаби, Хошмемзиль, Янгикент. Основным типом семьи у горских евреев, примерно до первой трети XX в., была большая нераздельная трех-четырехпоколенная семья. Численный состав таких семей колебался от 10 до 40 человек Большие семьи, как правило, занимали один двор, в котором у каждой отдельной семьи имелись свои дома или несколько изолированных комнат. Главой большой семьи являлся отец, которому все должны были подчиняться, он определял и решал все первоочередные хозяйственные и другие проблемы семьи. После смерти отца главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум, или тайпе. Гостеприимство и куначество были жизненно важными общественными институтами, помогавшими горским евреям выдерживать многочисленные притеснения; институт побратимства с соседними народами также являлся своего рода гарантом поддержки горских евреев со стороны окружающего населения. Большое влияние на семейный быт и другие стороны социальной жизни оказывала иудейская религия, регулирующая семейно-брачные отношения и другие сферы. Религия запрещала горским евреям вступать в брак с иноверцами. Религия разрешала многоженство, однако на практике двоеженство наблюдалось большей частью среди зажиточных слоев и раввинов, особенно в случаях бездетности первой жены. Права женщины были ограничены: она не имела права равной доли в наследстве, не могла развестись и т.д. Браки заключались в 15-16 лет (девушки) и 17-18 (юноши), как правило, между двоюродными или троюродными сестрами; распространены институты левирата и сорората. За невесту платили калым (деньги в пользу ее родителей и на покупку приданого). Сватовство, обручение и особенно свадьбу горские евреи отмечали весьма торжественно; при этом обряд венчания происходил во дворе синагоги (хупо), затем следовал свадебный ужин с поднесением подарков молодым (шермеку). Наряду с традиционной формой брака по сговору существовал брак похищением (умыканием). Рождение мальчика считалось большой радостью и встречалось торжественно; на восьмой день совершался обряд обрезания (мило) в ближайшей синагоге (или дома, куда приглашался раввин), который завершался торжественным пиром с участием близких родственников. Похоронные обряды совершались в соответствии с установками иудаизма; вместе с тем прослеживаются следы языческих ритуалов, характерные для кумыкского и других тюркских народов. В середине XIX в. в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 училищ (нубо хундес). Сегодня в РД 3 синагоги. Иудейская религия горских евреев сильно переплетена с языческими представлениями и обрядами, характерными для соседних народов. Мир считался населенным множеством духов, вредящих или благоволящих человеку: Нум-Негир (владыка путников и семейной жизни), Иле-Нови (Илья-пророк), Ождогоье-Мар (домовой), злые духи Дедей-Ол (злое божество, гроза рожениц), Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-БоЙ устраивались праздники; праздник Шев-Идор посвящен властителю растительного царства Идор; отмечали обряды вызова дождя - Земирей (ниспослатель дождя), "Гудил"; "Шаами весал" ("Весенние огни") и др. Фольклор горских евреев отличается многообразием жанровой системы, живостью и богатой образностью языка. Большое развитие в нем получила песенная лирика, особенно красочна свадебная обрядовая поэзия, художественной образностью отличаются жанры плачей и причитаний. Из недр фольклора и, в частности, ашугства, выросла литература горских евреев. Наиболее известными поэтами и писателями являются Ю.Семенов, М.Бахшиев, М.Дадашев, Д.Атнилов, Х.Авшалумов, С.Изгияев и др. Прославились горские евреи в культурной и научной жизни страны: проф. И.А.Анисимов, член-корр РАН, академик, лауреат Ленинской премии, и Герой Социалистического Труда Г.А.Илизаров, доктора и кандидаты наук Д.Бахшиев, А.Ханукаев, М.М.Ихилов, Г.Б.Мусаханова, М.А.Якубов, член Госсовета РД Л.Х.Авшалумова, Т.Израилов, удостоенный звания "Народный артист СССР", народная артистка Дагестана М. Щербатова, известные хореографы братья Иосиф и Шалуми Матаевы, заслуженный деятель искусств Дагестана Х.Ханукаев, композиторы Д.Ашуров, В.Шаулов, музыканты и певцы А.Авдалимов, М.Рабаев, М.Матаева, Г.Сосунов и др., скульпторы и художники З.Азгур, А.Ягудаев, М.Мушаилов, Т.Мусаханова, Закуваев и др., журналисты Ф.Бахшиев, Н.Гилядов и др. Почетное звание Героя Социалистического Труда одной из первых женщин Дагестана было присвоено колхознице Гюльбоор Давыдовой. Горские евреи Дали стране двух Героев Советского Союза и семь Героев Социалистического Труда. Горских евреев достойно представляют государственные деятели – министр энергетики Рф И. Х.Юсуфов; ученые – известный архитектор, лауреат Государственной премии Ю Р. Рабаев; шекспировед проф. ИМ. Гилилов; президент Гильдии российских адвокатов, академик РАЕН, депутат Государственной Думы РФ Г.Б. Мирзоев; член-корреспондент РАН, член Академии космонавтики, зам. ди ректора Института кибернетики Г.С.Осипов. В последние годы, в связи с ростом напряженности, из-за войн и конфликтов на Кавказе, отсутствия личной безопасности, неуверенности в завтрашнем дне многие горские евреи вынуждены принимать решение о репатриации. На постоянное жительство в Израиль из Дагестана за 1989-1999 гг. выехало 12 тыс. человек. Возникла реальная угроза исчезновения горских евреев с этнической карты Дагестана. Для преодоления этой тенденции необходимо разработать эффективную государственную программу возрождения и сохранения горских евреев как одного из самобытных этносов Дагестана. Ибрагимов М.-Р., кандидат исторических наук, доцентДГУ, Журнал "Народы Дагестана", № 1, 2002 г.
Категория: Всем учителям
25.02.2017 11:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!