СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России в образовательном пространстве»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар

«Духовно- нравственное развитие и воспитание гражданина России в образовательном пространстве»

 

 

II часть

Свое выступление я хотела бы начать с притчи.

.. Что такое нравственность? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения?

      Определение понятия  «Нравственности»  существует большое количество – вот некоторые из них (прочитать на слайде)

Слайд 2        "Этика", "мораль", "нравственность " - это абсолютно одно и то же слово, только выраженное сначала греческим, потом латинским, и под конец славянским корнем.

Слайд 3  Что же такое воспитание? Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

В процессе воспитания лежит ряд принципов, без которых не возможен процесс воспитания, это такие как: слайд 4

  • Принцип гуманистической направленности
  • Принцип природосообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип эффективности социального взаимодействия
  • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции

Уважаемые коллеги, как вы думаете,  что является составляющими понятия «нравственное воспитание»??? (Ответы)

       Да,  в понятие нравственного воспитания входит:  семейное, правовое, эстетическое, духовное,  экологическое, патриотическое воспитание.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. слайд  5 Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются  отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

        В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: слайд 6 нравственное воспитание – это  целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных  решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Социальная значимость воспитания нравственных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.

Очень часто материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ведь дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Если мы, сегодня, не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей наша школа определила воспитание  у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование желания осваивать новое. Вся воспитательная и образовательная деятельность в нашей школе основаны на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития учащихся.  Ориентирами в постановке целей воспитания учащихся, в развитии воспитательной системы школы являются:

- формирование духовно-нравственного мира учащихся;

-гражданско-патриотическое воспитание детей;

-формирование здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Основными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания являются:

-воспитание гражданственности, патриотизма (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, закон и правопорядок, доверие к людям)

- воспитание нравственных чувств и этического сознания (доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания)

- формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших)

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость, стремление к познанию и истине)

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие)

Весь педагогический коллектив нашей школы работает над следующими задачами:

- развитие воспитательного пространства школы посредством поиска новых форм и методов воспитательной работы, активизации взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

-создание воспитательных систем классов;

-внедрение инновационных подходов в организации работы с родителями;

-усиление работы по профилактике правонарушений;

-пропаганда ЗОЖ; профилактика наркомании, табакокурения, употребления алкоголя;

- организация деятельности школы во второй половине дня, занятия  учащихся в кружках, секциях;

- питание 100%.

Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход.

Слайд 8 Система нравственного воспитания включает в себя:

•  Во-первых, понимание и  учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

 Система духовно-нравственного воспитания в нашей школе включает в себя как учебную деятельность, так и внеурочную деятельность.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Особенно большие возможности для духовно-нравственного воспитания школьников имеет учебный материал по литературе, истории, МХК, основам светской этике. В нём содержится большое количество морально-этических суждений по отношению к человеку и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начинается в начальной школе с интегрированного курса «Введение в народоведение». Цель – приобщение детей к глубинному традиционному наследию, нравственному и эстетическому богатству традиционной культуры, формирование осознанного патриотического чувства на основе понимания духовных ценностей.

Слайд 8 Но, наверное, самое сильное влияние на духовно - нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает и личность педагога. Духовная близость и уважение к педагогу зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

      В нашей школе создан творчески работающий педагогический коллектив, умеющий решать образовательные и воспитательные задачи. Уровень педагогического мастерства учителей и классных руководителей достаточно высокий. Педагоги принимают участие и занимают призовые места в профессиональных конкурсах такие как  «Учитель года», «Сердце отдаю детям», принимают участие в краевых конкурсах как педагоги дополнительного образования, увлекают за собой учащихся, побуждая их участвовать в конкурсах различного уровня: фотоконкурс «Лица Великой Победы», конференция «Люди, события, факты», «Я – гражданин России» и др.

Другим важным источником духовно - нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа, это внеурочная и внешкольная деятельность.

Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

В школе сформирована полноценная система дополнительного образования, реализуемая во внеурочной деятельности. В этом году в  блоке дополнительного образования функционируют:

Слайд 9, 10 - художественный кружок «Радуга», учащиеся этого кружка принимают участие,  как в школьных, так и в районных, краевых конкурсах, имеют не плохие результаты: 2011-2012 учебном году диплом I степени в районном конкурсе «Новые имена», диплом в районном конкурсе по пожарной безопасности, в конкурсе поделок ко дню космонавтики – диплом I степени; 2012-2013 учебном году приняли участие в краевом конкурсе «Красота духовного мира».

Слайд 11 - танцевальные кружки «Солнышко»,  «Каблучок» принимают участие в школьных мероприятиях: концерт , посвящённый Дню Матери, новогодний утренник, совместный концерт с СДК, посвящённый Дню России;

- экологический кружок «Юные экологи», приняли участие в районном конкурсе «Лидер», районном и краевом мероприятие «День Тигра»,  воспитанники кружка печатаются в журнале «Амурский Маугли», в конкурсе «Я – гражданин России» получили диплом III степени, в прошлом году закончили проект «Живи родник, живи!»;

- церемониальный отряд «Феникс» принимали участие в мероприятиях, посвящённые 75-летию района имени Лазо (благодарственное письмо главы района), слайд 12 торгово-промышленной ярмарке, слайд 13 фестивале допризывной молодёжи (диплом), торжественный районный концерт ко Дню Победы, слайд 14 «Вахта памяти», слайд 15участие в мероприятиях, посвящённые Дню России и др.

Слайд 16 - спортсмены спортивной секции «Гиревой спорт» побывали на всероссийских, краевых соревнованиях слайд 17и всегда занимали призовые места;

- спортивная секция  «Бокс», кружок «Юные дорожники» принимали участие в школьных мероприятиях.

          Одной из задач нашей школы является гражданско-правовое патриотическое воспитание, призванное формировать в детях чувство любви к Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости и уважения к историко-культурному наследию своего народа. В этом большую роль играет музей нашей школы «Прометей», в котором собран материал об истории и культуре, ратных подвигах и судьбах наших земляков – все это и многое другое становится предметом познания наших детей, источником их социального и духовного развития.

 Вся работа музея в 2011-2012 учебном  году была направлена на достойную встречу 66-ой годовщины  Победы в Великой Отечественной войне. слайд 18 В школьном музее побывали учащиеся школы с 1 по 11 классы. С ними были проведены экскурсии, беседы, встречи, уроки мужества. В мае месяце была организована и проведена литературно-музыкальная композиция с приглашением ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Дети нашей школы с удовольствием посещают музей. Тем самым мы формируем у детей и подростков общечеловеческие ценности – чувство долга, патриотизма, любви к Родине. Учащиеся нашей школы принимали активное участие в акции «Спеши творить добро», «Ветеран живёт рядом», «Поздравь своего учителя».

Какую бы деятельность кружка мы не рассматривали, главной задачей является – занятость детей полезной  деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности.

 Результатом деятельности дополнительного образования служит участие в различных конкурсах, которые имеют замечательную возможность раскрыть талант ребенка.

Успехи учеников в конкурсах, олимпиадах, смотрах различного уровня убеждают в правильной организации работы всего коллектива школы.

Работа классных руководителей строится исходя из плана школы. Все классные руководители еженедельно проводят слайд 19, 20тематические классные часы, информационные беседы, информинутки, индивидуальные беседы с учащимися, слайд 21, 22 организуются выходы на природу,  поездки в театр, музей. В комплексе все эти мероприятия позволяют воспитывать у учащихся нравственные качества. Чтобы прививать учащимся тонкости вежливости, такта и искусства общения, помочь усвоить добрые и нравственные привычки хороших манер, правил культур поведения, воспитать чувство почтительности и чуткости к старикам, инвалидам, заботы и внимания к близким, маленьким детям. Классные руководители школы используют разнообразную  тематику, формы деятельности: устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

Эффективным методом духовно-нравственного воспитания является проведение общешкольных праздников таких как: слайд23праздник первого звонка, слайд 24праздник осени, посвящение в первоклассники, середнячки, старшеклассники, день пожилого человека, слайд 25день учителя, слайд 26день матери, слайд 27межшкольные научно-практические конференции, слайд 28Ученик года, класс года, слайд 29новогодние праздники, слайд 30 день защитника отечества, 8 марта, день космонавтики, слайд 31 день победы, слайд 32  последний звонок, выпускной бал, организация летней кампании и конечно же празднование знаменательных дат 25.01. музыкально-литературная композиция, посвящённая 75-летию Высотского, ко дню рождения Бёрнса, празднование рождества и др.

 

Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Не всегда ребенок сам может обеспечить себе правильный способ жизнедеятельности. Задача педагогов – помочь подростку выработать и укрепить целесообразные для его возраста гигиенические навыки и привычки, ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека, личной и общественной безопасности.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Слайд 33Тем, кто любит бегать, прыгать - наш спортзал поможет мигом. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Участие младших школьников в разнообразных спортивных соревнованиях, посещение секций – один из способов профилактики наркомании, правонарушений.

         Особое внимание уделяется внедрению в практику работы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. В рамках ФГОС для малышей проводится  внеурочное занятие «Уроки Доктора Здоровья», интенсивно работает кабинет релаксации, классными руководителями проведены тематические классные часы, беседы по пропаганде здорового образа жизни. В прошлом учебном году прошла дружеская встреча с Хабаровской епархией, которые провели большое интересное  мероприятие «Мы за здоровый образ жизни».

         Оздоровительная среда достаточно развита. В школе имеется медицинский кабинет. Школа имеет  спортзал с оборудованием, достаточным для реализации учебных программ. Есть стадион с футбольным полем, турниками, перекладинами и другим оборудованием. Имеется пришкольная  игровая площадка для младших школьников.

Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе  российско-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшее направление деятельности школы.

Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. В рамках работы с родителями проводятся беседы, индивидуальные консультации, слайд 34родительские лектории, общешкольные родительские собрания, слайд 35 совместные праздники.

Обычно в семье на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее -  наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Взаимодействие семьи и школы является важнейшим фактором в формировании воспитательного пространства. Общая цель семьи и школы – воспитать гармонично развитую личность, подготовить каждого ребенка к самостоятельному выбору жизненного пути. Задача школы – сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. В целом,  взаимодействие школы и семьи осуществляется посредством установления заинтересованного диалога и сотрудничества, направленного на обеспечение целостности воспитательной системы.

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является  опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями. Поэтому школьное самоуправление «Звёздный город» является инициатором многих интересных дел в школе.

При определении направлений нравственного воспитания очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения   основных нравственных ценностей была проведёна диагностика учащихся.                                   

слайд 38

Как видно на диаграмме уровень нравственности по трём направлениям  в нашей школе соответствует шкале по среднему уровню, говоря простым языком золотая середина. Думаю, эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать дальнейшую  работу на уровне классного коллектива и на уровне школы. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай, следовательно нам нужно ещё удобрять почву, чтобы получить отличный результат.

Программа общеобразовательных школ не всегда в полной мере направлена на развитие нравственные качества ребенка. В период становления личности очень важно рассказать ребенку об истинных ценностях. На территории нашего поселения наши дети имеют возможность посещать воскресную школу,  где детей вводят  в мир национальной русской культуры и искусства, рассказывают об истории Отечества, формируют у детей национально-патриотические чувства. Дети постигают красоту Божьего мира через музыку, изобразительное искусство и театр.

Ребята знакомятся также с церковными праздниками, основами православного богослужения, параллельно постигая многовековые традиции Русской Православной Церкви.

Воспитанники воскресной школы с радостью принимают участие в подготовке к большим церковным праздникам – например, участвуют в спектаклях и концертах на Рождество и Пасху. В этом году на праздник Рождество дети выступали не только на территории с. Бичевая, но и ездили в Святогорье, Полётное, в детский дом р.п. Переяславка, слайд 39 , 40, 41 были  в доме «Милосердие» с. Бичевая.

Перед воскресной школой не стоит задача сделать детей религиозными, но чтобы дети имели живую веру и были, прежде всего, возрожденными христианами. Поэтому цель воскресной школы – воспитывать личности, которые были бы способны к милосердию и практическому участию в человеческих проблемах и переживаниях, а также были ответственны,  прежде всего, за свой образ жизни, слова и поступки; личности, которые завтра могли бы стать носителями святой духовной энергии.

Поэтому духовно-нравственное воспитание - это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимися настоящую Россию в ее историческом и  духовном величии, широте социальных, культурных, духовных, здоровых, экономических возможностей. И хочется закончить словами слайд 42 В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.

 

 

 

02.01.2015 13:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!