СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cценарный план проведения «Парламентского урока», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги! Это рекомендации по проведению урока. Может быть они Вам пригодятся, поскольку здесь есть материал, связанный с событиями Великой отечественной в целом по стране, а не только Челябинской областью. Рекомендации даны ГБОУ ДПО ЧИППКРО. В силу ограниченности сайта все Приложения поместить не представляется возможным.

Cценарный план проведения «Парламентского урока», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Примерный сценарный план воспитательного мероприятия

«Депутатский день в школе», посвященного 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Цель мероприятия – углубить представления школьников о конституционном долге гражданина России – защищать свою Родину.

Задачи мероприятия:

1. Воспитание у старшеклассников уважения к соотечественникам и землякам, одержавшим Победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 года, оказание помощи ученикам в становлении гражданских качеств личности – верности долгу, ответственности, любви к малой и большой Родине, патриотизма, повышение престижа государственной, особенно военной, службы.

2. Закрепление у обучающихся представлений о вкладе Южного Урала в Победу над фашизмом.

3. Развитие коммуникативных способностей школьников.

Форма мероприятия: коллективное творческое дело – встреча учащихся с депутатом Законодательного Собрания Челябинской области и ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. В разработке приводится примерная последовательность работы и материалы для подготовки мероприятия.

Помещения, оборудование и средства обучения:

– зал вместимостью до 100 чел., оборудованный мультимедийным комплексом с колонками и микрофонами

– места для почетных гостей.

Демонстрационный материал:

- карточки с заданиями;

- звуковая аппаратура;

- фонограммы песен военных лет;

- оформление зала;

– почетные грамоты и призы;

– герб и флаг Челябинской области;

– настенные карты «Челябинская область»;

– гимн Челябинской области (аудиозапись);

– видеофильм «Век» (фрагмент о Челябинской области в годы Великой Отечественной войны)

Ход учебного занятия

? Исполняется гимн Челябинской области.

Ведущий:Доброе утро, уважаемые старшеклассники! Все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Через несколько месяцев НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ будет уже 70 лет! Известие о капитуляции Германии вызвало всеобщее ликование. Народы Советского Союза вынесли тяжелейшие и труднейшие 1418 дней и ночей. Народ верил, что Победа придет, и она пришла, поэтому радость и веселье, горе и слезы были вместе. Обращение к событиям 70-летней давности в настоящее время актуально, особенно на фоне тех событий, которые мы ежедневно наблюдаем, но еще год назад многие из нас не поверили бы в это, считая кошмарным сном. Будущее невозможно без прошлого, которое мы должны чтить и помнить. В наших сердцах с огромной силой стучат 27 миллионов жизней погибших в годы Великой Отечественной войны. В нашей памяти славные сороковые с грядущим говорят.

Сороковые-роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые…

Эти слова посвящены событиям Великой Отечественной войны, память о которой живет в наших сердцах.

- Сегодня мы собрались с Вами, чтобы еще раз поговорить об этом страшном, но значительном событии в нашей истории. Сегодня у нас особенный день. В нашу школу пришли гости. Мы встречаемся с депутатом ЗСО (представление депутата). Но самые дорогие наши гости – уважаемые ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла (представление и поздравление ветеранов, депутат может вручить памятные подарки)

- Да вот они, русские характеры, кажется прост человек, а придет суровая беда и поднимется в нем великая сила – человеческая красота.

Пусть никогда не придается забвению то,

что нельзя забывать

Давно отгремели кровавые битвы

И юность в шинели из бронзы отбита

А в мирных рассветах

Идут первоклашки несут к постаментам

Живые ромашки

Да звучат колокола на Святой Руси

Горят, горят свечи по усопшим

В каждом доме, в каждой избе

И не потушить эту память

Никому на свете

И вы не думайте, что мертвые не слышат

Когда о них потомки говорят

Минута молчания, звучит метроном

– Теперь мы предлагаем вам посмотреть фильм «Век» (фрагмент о Челябинской области в годы Великой Отечественной войны)

Q Демонстрируется фильм.

– Южноуральцы внесли огромный вклад в Великую Победу, наши ученики подготовили об этом сообщения(материалы к сообщению – приложение 1)

– Предлагаем Вам ответить на вопросы о вкладе Южного Урала в Великую Победу.

Вопросы учащимся (см. приложение 2)

Учитель:

- Ребята, пользуясь случаем, Вы можете задать вопросы нашим гостям-ветеранам и депутату.

Примеры вопросов учащихся:

- Проводились ли в годы войны выборы? (нет, в стране действовала система чрезвычайного управления. Первые послевоенные выборы были проведены в 1946 г., см. приложение 3, 4)

- Чем занимались в годы войны местные органы управления? (приложение 5)

- Какие законы действовали в годы войны? Соблюдались ли права человека? Война – самое несправедливое нарушение прав человека, права на жизнь. В нашей стране в период войны действовала Конституция СССР 1936 г., которая считалась в то время наиболее демократичной в мире. Но её действие было ограничено, в стране были введены чрезвычайные законы, «законы военного времени». Необходимо подчеркнуть, что защита Отечества – конституционный долг гражданина, об этом говорят и Конституция СССР 1936 г., и современная Конституция РФ 1993 г., см. приложение 6).

- Как было организовано обучение в годы войны (Несмотря на тяжелые военные условия, школьники проходили обучение. Иногда школы занимались в три-четыре смены, поскольку в школьных зданиях размещались предприятия или госпитали для раненых воинов. Об учителях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны см. приложение 7)

Ведущий:

- Мы помним высказывание великого русского полководца Александра Васильевича Суворова о том, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. Возвращая безымянным героям имена, поисковые объединения делают очень важное и нужное дело. Сегодня в Челябинской области действует несколько поисковых отрядов, в работе которых принимают участие более 150 молодых людей (см. приложение 8).

Ведущий:

- Ребята, приближается 70-летие Великой Победы, самый дорогой праздник для нашей страны. Предлагаю вам объединиться в группы и подумать, какими добрыми делами мы можем встретить этот праздник? Учащиеся могут рассказать о своем участии в таких известных акциях, как «Аллея памяти» и «Бессмертный полк», или предложить свои проекты.

Работа в творческих группах и выступления учащихся

Учитель:

- Мы благодарим наши команды за представление предложений, надеемся, что они будут воплощены в жизнь. Еще раз поздравляем наших ветеранов, просим депутата подвести итоги нашей встречи.

Выступление депутата

Викторина для учащихся о Великой Отечественной войне

1. Когда началась Вторая мировая война? 1. 1 сентября 1939 года

2. Когда началась Великая Отечественная война? 2. 22 июня 1941 года

3. Как назывался план немецкого командования по захвату нашей страны? 3. «Барбаросса», блицкриг – план «молниеносной войны»

4. Кто объявил советскому народу о начале Великой Отечественной войны? С какой речью он обратился к жителям нашей страны?. Вячеслав Михайлович Молотов «Братья и сестры!. Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

5. Какой город-герой первым принял удар немецко-фашистских захватчиков? 5. Брестская крепость

6. Сколько времени длилась героическая оборона Брестской крепости? (С 22 июня по 20 июля 1941 г.)

7. Назовите все города-герои (Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Брест, Тула, Киев, Минск, Керчь).

8. У какого населенного пункта началось первое контрнаступление советских войск? (Ельня).

9. Кто из военачальников возглавил это контрнаступление? (Георгий Константинович Жуков).

10. Кто был утвержден в должности Верховного Главнокомандующего? (Иосиф Виссарионович Сталин).

11. Письменное задание: В стране были образованы специальные органы власти. Ваша задача расшифровать их названия. А также расшифровать другие аббревиатуры, употребляемые в годы Великой Отечественной войны.

БМ – боевая машина.

ГКО – Государственный Комитет обороны

НКО – народный комиссариат обороны.

СВГ – ставка верховного главнокомандования.

СМЕРШ – (аббревиатура сложена из начальных букв широко известного лозунга «Смерть шпионам!») – Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

ЦШПД – центральный штаб партизанского движения.

1. Перечислите рода войск, принимавших участие в Великой Отечественной войне (кавалерия, пехота, артиллерия, авиация, военно-морской флот, моторизованные части и соединения).

2. 30 сентября 1941 года началось наступление на Москву.Вскоре враг подошел к столице нашей Родины на 30–40 километров. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы? («Тайфун»)

В начале московской зимы

Счастливое катится эхо.

Не враг наступает, а мы,

Все шире пространство успеха…

Метельная даль декабря,

Раскат орудийного гула.

Во мгле полыхала заря,

Москва облегченно вздохнула.

1. Кому история приписывает слова «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»? (Политрук «панфиловцев» Василий Клочков)

2. Он поднимал боевой дух панфиловцев. Кто они такие и чем знамениты? 3. (Воины 316-й стрелковой дивизии. На разъезде Дубосеково на Волоколамском шоссе 17 суток сдерживали врага. Бутылками с горючей смесью остановили целую танковую бригаду. Иван Васильевич Панфилов).

3. Почему 5 декабря стало Днем воинской славы? (Это день начала контрнаступления Красной Армии под Москвой).

4. В какой город хотели перенести ставку Верховного Главнокомандования, если бы враг захватил Москву? (Куйбышев – Самара).

5. Про кого уже в 1941 году говорили: «Они открыли второй фронт?» (Партизаны)

6. Кто из наших земляков был знаменитым разведчиком в отряде Медведева? (Николай Кузнецов).

7. В какой книге описан подвиг Николая Кузнецова? («Это было под Ровно», «Сильные духом» - любой ответ на выбор).

8. Где в г. Челябинске установлен бюст герою Советского Союза Н. Кузнецову? (Во дворе школы № 118 Курчатовского района г. Челябинска)

9. Письменное задание. А сейчас Вам предлагается узнать героев по фотографиям и рисункам и описать их подвиги (Приложение на компакт-диске).

10. Вопрос болельщикам. Назовите фильмы, посвященные Великой Отечественной войне (подходят названия любых фильмов военной тематики).

11. Тыл – фронту! Эти два коротких слова составляли суть и смысл жизни Челябинска в военные годы. Для челябинцев передний край проходил у домен и мартенов, прокатных станов и конвейеров. «Все для фронта – все для победы!» – этот лозунг был девизом и паролем.

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

поставили ящики, чтобы достать до станка.

Рабочие Танкограда работали в несколько смен, по 16 часов в день.

Какие заводы вошли в состав Танкограда? (Челябинский тракторный, Ленинградский Кировский и Харьковский моторно-дизельный заводы).

1. Сколько всего танкостроители Челябинска за годы Великой Отечественной войны выпустили танков и САУ (самоходных артиллерийских установок)? (18 тысяч)

2. Назовите модели танков и расшифруйте их аббревиатуры? ((Т-34, ИС (Иосиф Сталин), КВ (Клим Ворошилов), СМК (Сергей Миронович Киров)).

3. Что вы знаете об именных танках, сошедших с конвейера Танкограда? (Танк Андреева (приобретен на средства уроженца Челябинской области лейтенанта И.С. Андреева. Возглавленный им экипаж уничтожил 5 тигров, 3 самоходных орудия и участвовал в Параде Победы в Москве). Танки: «Владимир Маяковский», «Илья Муромец», «Кокосовик сталинской Магнитки», «Магнитогорский пионер», «Челябинский пионер»).

4. Кто возглавлял Танкоград? (Исаак Моисеевич Зальцман).

5. Где впервые показали свою мощь челябинские танки? (С парада 7 ноября 1941 года на Красной площади танки отправились прямо в бой – защищать Москву).

6. С какой битвы начал свой славный боевой путь Уральский Добровольческий танковый корпус? (Курская битва).

7. Назовите Героя, начальника политотдела Уральского Добровольческого танкового корпуса, чьим именем названа одна из улиц Курчатовского района г. Челябинска. (Захаренко И.Ф.).

8. Кто из летчиков-истребителей один из первых совершил таран? (Николай Гастелло).

9. В экипаже у Николай Гастелло был выпускник Челябинского училища штурманов. Кто еще был в экипаже Гастелло? (Лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый и ст. сержант А.А. Калинин).

10. В честь какой знаменитой летчицы названа улица в Курчатовском районе нашего города? (Марины Расковой).

11. На каких памятниках высечены слова: «Уральцы, Вам чьи руки золотые, ковали здесь победу над врагом», «Создателям гвардейских минометов, оружия отмщенья и побед»? (ИС-3 на Комсомольской площади и «Катюша» у ДК «Колющенко»).

12. Какое отношение город Челябинск имеет к подводным лодкам? («Челябинский комсомолец», «Ленинский комсомолец»).

13. Какому грозному оружию посвящена известная песня? (БМ-13, «Катюша»).

14. В каком бою «Катюша» впервые дала свой первый залп? (У г. Елец).

Работники тыла сделали немало для приближения победы.

Я видел, как Победа вырастала.

Свидетельствую: пролетят года –

Спасительное мужество Урала

Отчизна не забудет никогда.

Пройдут года – над веком небывалым

потомки совершат свой поздний суд.

Железо назовут они Уралом,

Победу назовут они Уралом

И мужество Уралом назовут!

Не только на фронтах войны, но и здесь в глубоком тылу обеспечивался коренной перелом в войне, ковалась победа.

Вопросы командам. Сталинградская битва.

1. Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне начался… Назовите город-герой (Сталинград-Волгоград).

2. Назовите планы советского командования в рамках Сталинградской битвы (Уран, Кольцо)

3. Назовите День воинской Славы, связанный со Сталинградской битвой (2 февраля)

4. Кому из немецких военачальников поражение в Сталинградской битве принесло повышение по службе, почему? (Паулюс)

5. Кто из уральцев прославился в ходе Сталинградской битвы? (Снайпер Василий Зайцев).

6. Назовите самую высокую точку Сталинграда, где были самые кровопролитные бои, какой памятник сейчас ее венчает? Кто автор скульптурной композиции? (Мамаев курган, «Родина-мать», Евгений Вучетич).

7. На стене какого здания Сталинграда можно прочитать следующие строки «В этом доме слились воедино подвиг ратный и трудовой»? (Дом сержанта Павлова).

8. Кто такие Кукрыниксы? Каким образом они поддерживали боевой дух солдат? (Художники М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов).

9. Письменное задание: проанализировать карикатуры.

10. Отгадайте загадки

1. «Девушка» ходит,

Песню заводит,

Враг услышит –

Сразу не дышит (Катюша).

2. На горе-горушке

Стоят старушки,

Если охнут,

Сразу оглохнут (пушки).

3. Ползет черепаха –

Стальная рубаха,

Враг – в овраг,

И она, где враг (танк).

4. Кто свято хранит отчизны покой:

И ночью, и днем, при погоде – любой? (Пограничник).

5. Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое? - … (самолет).

6. На планете командир:

Лишь один, и это … (мир)

1. Чей голос ежедневно сообщал советскому народу сводки Советского информбюро? Назовите имя и должность абсолютно гражданского человека, который был в фашистском списке людей, подлежащих немедленной ликвидации, и за доставку в Берлин которого Гитлер предлагал 100 тысяч марок? (Юрий Борисович Левитан – диктор Всесоюзного радио).

2. Кого в годы войны немцы называли «черной смертью»? (Моряки-десантники).

3. Успех коренного перелома в войне был закреплен на Курской дуге.

Поля, великие поля,

Поля бесстрашия Отчизны.

Родная Русская земля,

Святая Русская земля,

Ты знала смерть во имя жизни.

Вставай, огромная страна,

Спасай себя от зла и боли.

Идет священная война,

Чья правота в ней, чья вина

Рассудит Танковое поле.

Что означает выражение «битва моторов»? (Крупные танковые операции).

1. Пантера. Тигр. Фердинанд. С чем ассоциируются у Вас эти названия? 2. (Немецкие танки).

2. Как назывался план немецко-фашистского командования в рамках битвы на Курской дуге? (Цитадель).

3. Какое самое крупное танковое сражение второй мировой вы знаете? (Битва при д. Прохоровка).

4. В честь какого события был дан первый победоносный салют? Когда это произошло? (5 августа 1943 года. Освобождены города Белгород, Орел).

5. Как назывались планы советского командования на Орловском направлении? («Кутузов»).

6. Как назывались планы советского командования на Белгородском, Харьковском направлении? («Полководец Румянцев»)

7. Какой День воинской славы связан с победой в Курской дуге? (23 августа).

8. В конце Великой Отечественной войны (1944 г.) был учрежден в нашей стране высший военный орден. Как он называется? (Орден Победы).

9. Письменное задание: подписать карточки с изображениями орденов и медалей.

10. Определить по нескольким строчкам название и автора произведения.

1. У самой границы, в секрете,

Я зоркую службу несу, -

За каждый пригорок в ответе,

За каждую елку в лесу (М. Исаковский).

2. Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера (К. Симонов «Жди меня»).

3. Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)

4. Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех,

Кто уже не придет никогда,

Помните (Р. Рождественский «Помните»).

5. Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой! (В. Лебедев-Кумач).

6. Нет, ребята, я не гордый,

Не загадывая вдаль,

Так скажу, зачем мне орден,

Я согласен на медаль (А. Твардовский «Василий Теркин»).

7. От Москвы до Бреста нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли

(К. Симонов «Песенка военных корреспондентов»)

8. На позиции девушка

Провожала бойца

Темной ночь простилась

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек

На окошке на девичьем

Все горел огонек (М. Исаковский «Огонек»).

1. Одной из самых страшных и героических страниц в истории Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда.

Я верю, что простят нас внуки,

Когда в час встречи, в час разлуки,

Мы говорим: «Мой Ленинград».

Другое говорить не можем –

Названья нет для нас дороже,

Чем Ленинград, чем Ленинград.

Не потопу, что здесь родились,

Учились, жили и трудились, -

Трагедия у нас в судьбе:

В блокаду умирали вместе,

Но выжить было делом чести,

И выжили в мучительной борьбе.

27 января 1944 года наша страна празднует великое событие. Сегодня это День воинской Славы, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда.Где проходила «дорога жизни»? (Через Ладожское озеро).

1. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900)

2. Кто из политических лидеров стран-участниц Антигитлеровской коалиции вручил Ленинграду грамоту со словами: «городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированы захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город…» (Президент США Франклин Рузвельт).

3. Война прошла не только по нашей стране. Задела она многие страны и народы мира. Победа в этой войне стала возможна только при объединении усилий многих государств. Где, когда был открыт второй фронт, как называлась эта операция? (Оверлорд», Нормандия, 6 июня 1944 г.).

4. Многие из наших соотечественников погибли в концентрационных лагерях. Назовите самые крупные из них (Освенцим, Бухенвальд, Равенбрюг).

5. Когда весь мир вспоминает жертвы концлагерей? (11 апреля – День Памяти).

6. Войска союзников весной 1945 года стремительно продвигались навстречу друг другу. Когда и где произошла их знаменитая встреча? (На Эльбе, 25 апреля 1945 г.).

7. Назовите основные конференции в годы войны, где встречались руководители США, Великобритании и СССР? (Тегеранская, 1943; Ялтинская, Потсдамская, 1945).

8. 9 Мая наша страна отмечает День воинской славы России – День Победы.

Еще стояла тьма немая,

В тумане плакала трава.

Девятый день большого мая

УЖЕ ВСТУПИЛ В СВОИ ПРАВА…

…Вдруг тишь нахлынула сквозная,

И в полновластной тишине

Спел соловей,

Еще не зная,

Что он поет не о войне.

Кто установил знамя на здании рейхстага? (Сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария).

1. Когда проходил победный парад на Красной площади, во время которого немецкие штандарты были брошены к подножью мавзолея? (24 июня 1945 г.).

В жизни можно по-разному жить:

В горе можно и в радости,

вовремя есть, вовремя пить,

вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать и, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям!

Жизнь – это вечная память

Дороги мостят именами над нами, за нами, пред нами.

Война – незажившая память…

Категория: Всем учителям
26.04.2015 15:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей