СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа"

Обо мне

Всё взаимосвязано: моя жизнь, творчество, работа, ученики, семья. Приведу  цитату из сборника документов, адресованных современному учителю русского языка: «Русский язык является неотъемлемой частью национальной культуры русского народа, поэтому обучение русскому языку , должно быть неразрывно связано с усвоением с усвоением культуры русского народа и, значит, с последовательным включением в школьный курс национально-культурного компонента». Поэтому другой,  не менее важный момент в моей практике - это формирование культуроведческой  компетенции учащихся. В 2003 году на курсах повышения квалификации в АКИПКРО мною был защищен проект «Театральная студия в воспитании нравственно-духовных качеств личности учащихся», здесь же  2007 году представила самообобщение опыта «Культурологический аспект в развитии устной и письменной речи учащихся». Особое внимание на уроках – метапредметные связи. При изучении устного народного творчества, жанра «Былины», делаем экскурс в творчество художников- иллюстраторов. Рассказываю о художественных промыслах в России. При изучении творчества Пушкина – творчество Нади Рушевой, а героев Булгакова, Мастера и Маргариту, мои ученики представляют только по ее графике, иными они их не мыслят. Илья Глазунов – тот художник, картины которого полюбили мои ребята еще тогда, когда мы изучали литературу средневековья. Тема Великой отечественной войны не проходит у нас без альбома гравюр и стихов в сотворчестве – художника Литвы Стасиса  Красаускаса и поэта Роберта Рождественского. Творчество поэтов, особенно серебряного века, - это музыка, классическая и народная.  Все это дополнительный стимул к творчеству, к коммуникации.
В проведении внеклассных уроков  литературы, факультативных занятий по МХК и литературе, общешкольных мероприятиях мне помогает театральная студия, которой руковожу уже много лет. По первому образованию, я режиссер театрального коллектива. Считаю, что роль театрального искусства в развитии речевой деятельности детей, как и в воспитании, неоспорима. В чем особая сила искусства? Это творчество, которое изменяет, преображает человека. Игра и искусство неразрывно связаны, поскольку все жанры, которыми владеет театральное искусство: драма, комедия, трагедия – это маленькая модель жизни, но сконструированная, сыгранная.
Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к их общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания (имитационный метод), который дала человеку сама природа. А ребенок и развивается в подражании чему-то или кому-то, воспитывается на заданных образцах. Основная цель, которой я следовала при создании школьного театра – это  воспитание нравственно-духовных качеств обучающихся посредством  театральной деятельности, театрального искусства. На основе игры, общения, познания театрального искусства обеспечить максимальное раскрытие тех творческих возможностей обучающихся, которые характерны для их возраста. В сотворчестве с обучающимися,  через осознанное и самостоятельное действие, создать им интерес к предметам гуманитарного цикла, помочь им в постижении окружающего мира, осознании собственного «я».  При создании театрального проекта, основная цель для меня - это научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также предвидеть и решать минипроблемы, формировать умение ориентирования в информационном пространстве, находить источники, из которых можно почерпнуть информацию, сформировать навыки поведения исследований, сформировать навыки работы и делового общения в группах, сформировать навыки передачи и презентации знаний и опыта. Пожалуй,  трудно дать оценку тому, что получает ребенок, участвуя в спектакле в качестве сценариста, актера, костюмера, декоратора, осветителя или музыканта. Велико разнообразие проектов нашей студии. Это и общешкольные праздники, уроки внеклассного чтения, уроки-прологи по литературе, где с помощью студийцев создается интрига урока, элемент неожиданности ( монолог Катерины, при изучении драмы Островского, знакомство с Хлестаковым, Мастером и Маргаритой и т.д.), воссоздаем живые картины из романа –эпопеи «Война и мир» Толстого, объяснение Онегина и Татьяны. К юбилею нашего писателя-земляка В.М. Шукшина  поставлен большой спектакль по рассказам Шукшина «Чудик», в репертуаре уже есть спектакль-сказка» «До третьих петухов». Серьезную работу проводим по  проекту студии «Память сердца», посвященному патриотическому воспитанию учеников. Первыми участниками студии поставлен спектакль Б.Васильев. «А зори здесь тихие». Театральная постановка « Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем», по материалам школьного  музея, о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной. Здесь же в музее проведен вечер-спектакль «Дети войны». С помощью студийцев состоялась презентация книги нашего земляка, ветерана войны и труда Александра Ляшенко, «На степных просторах» в 2014 году, они воссоздавали картины далекого прошлого. 
В нашей студии всегда царит особый творческий дух, особая атмосфера,  дети общительные, активные, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе. Они участники конкурсов «Живая классика», пишут стихи, участвуют в краевых конкурсах сочинений. Научно-исследовательские проекты «Древнерусская литература и человек будущего»( на материале жития протопопа Аввакума», «Христианские мотивы в творчестве Есенина», «Поэты рождаются в деревне»(о прекрасном журналисте Василии Пескове), «Легенды и притчи Леонардо да Винчи». Многие эти проекты рождались в результате какой-то общей работы над сценарием творческого вечера-спектакля.  В сотрудничестве с педагогами ставим спектакли для односельчан в канун 9 мая. Это «Трибунал» Макаенка, А.Приставкин «Мальчик и солдат», А.Кузнецов «Первый день, тридцатого апреля». Привлекаю к участию в творчестве не только сильных учеников, но и застенчивых, замкнутых подростков. Отрадно видеть, как раскрываются их способности, как свободно становится их общение. Стараюсь действовать по формуле: «От удивления, интереса – через незнание к пониманию»
Добрым советчиком и попутчиком, в самом прямом смысле этого слова, стали для меня и моих учеников «Письма...» Д.С. Лихачева. Сборник мудрости, речь доброжелательного учителя, педагогический  такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Дмитрий Сергеевич самыми простыми доводами пытается объяснить, что следовать путем добра – путь самый приемлемый для человека. И на уроке, и во внеклассной и  индивидуальной  работе книга Д.С. Лихачева – мой советчик и помощник практически всех сторон жизни. Эти письма классический образец для создания речевой ситуации – для диалогов, обсуждений, диспутов. Вот те выдержки из его писем, которые мы с ребятами рассматривали на факультативе «Живое слово». 
«Наша речь – важнейшая речь не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» ( письмо 19. «Как  говорить»)
«Нельзя писать просто «красиво». Надо писать точно и осмысленно, оправдано прибегая к образам»
Одна из моих учениц выпуска 2012-2013 записала в своем дневнике читателя «общее замечание», слова Дмитрия Сергеевича: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать». И она начала свой дневник читателя с этого общего замечания, которое сделала как бы эпиграфом своего дневника. Хочется остановиться еще на этом виде учащихся – дневниковые записи – одна из подготовительных работ подготовки к сочинению-рассуждению к ЕГЭ  (Часть 2, задание 26).
«Наш век погряз в суетливости, нам так не достает созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться»,- писал В. Одоевский в середине 19 века, горестно сожалея о недостаточно оцененной многими его друзьями привычке самопосознания и размышляя о важности ее для подрастающего поколения, способного «принять на себя заботы о мире сущем». Это горькое признание должно напомнить сегодняшнему педагогу о формировании должного интереса к ведению записей личного плана, о воспитании культуры интеллектуального труда, где, обдумывая, выверяя пройденный шаг, освобождаясь от груза наносного, по верному определениюЛ.Н. Толстого в юношеских дневниках, обязательно придешь «по графически запечатленному пути к наивысшему к себе». К этому хочу добавить, что в дневниковой прозе отражен путь человека к самопознанию, к самореализации, к самообеспечению успеха людей творческой деятельности. Но невозможно заставить сочинять письма, размышлять на страницах дневника в «воспитательных целях». Прежде всего должен быть создан неослабевающий интерес к этому нетрадиционному типу сочинительства, где в процессе творческой деятельности текст создается для самого себя, при этом отсутствует цензура, «чужой глаз», а запись строится «по движению смятенной души»(Марина Цветаева). Ребята (выпускники 2013-2014гг.) помогли мне справиться с этой задачей. С 5 класса мы писали дневник путешествий. Писали всем классом, соблюдая очередность, не- взирая на грамотность, на лексический запас. Куда только не заводила, на какие только планеты забрасывала нас  фантазия ребят. Часто записи сопровождались рисунками. Конечно, я как учитель корректировала, незаметно направляла в нужное русло: кого-то спасали, кому-то помогали добрым советом, помогали дружбе и доброте. На уроках «Говори», уроках развития речи исправлялись речевые, грамматические, орфографические ошибки. К 7 классу я увидела результаты этой работы: ученики не боялись писать, они справлялись со сложными конструкциями предложений, свободно владели выразительными средствами языка и, главное, - они хотели вести дневники и дальше. Конечно, в 8 классе работал каждый индивидуально. С этими же учащимися, уже в старших в классах, при подготовке к сочинению-допуску по произведениям Великой Отечественной войны,  читали дневниковые записи М.М.Пришвина, которые он вел всю свою творческую жизнь. Считаю, что недостаточно в школьной программе отведено место этому писателю. Анализ его дневниковых записей показывает, насколько неординарен был этот человек, настолько богат был его творческий потенциал.
Он лично знал всех символистов, Зинаида Гиппиус называла его «легконогим и ясным странником, с глазами вместо сердца». Записи Пришвина на седьмом десятке лет оказались именно тем звеном, которое соединило эпоху войны и моих старшеклассников. Отрадно было читать на итоговом сочинении Димы К. эпиграф, взятый из дневника Пришвина: «Сила жизни. Есть ли в Европе другой такой народ, кому так хочется жить?» Дневниковая запись – «свидетельство души о вечном», по определению писателя.
Особый интерес на уроке представляли дневники Евгения Шварца, известного драматурга-сказочника. Писатель вел их с самого начала своей литературной деятельности. Эта своеобразная работа названа Шварцем «Телефонная книжка». За портретами современников Шварца, которые описаны точно, ярко, встает целая эпоха общественной и культурной жизни страны. Основа этих дневников – телефоны людей, с которыми общался драматург. Это были не просто люди, это были музыканты, режиссеры, художники. И с ними общался ироничный,  наблюдательный и в то же время деликатный человек, каковым был Е.Шварц.
Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Как это получилось на уроке системно-деятельностного подхода при изучении творчества  А.Куприна. Мои воспитанники  с интересом отнеслись  к символике произведения. Их заинтересовала  символические образы, потому что давно вношу в план урока культорологический аспект. Они могут «читать» картины, слушают классическую музыку при написании творческих работ, читают монологи главных героев произведений, они разбираются в символике чисел, цвета, цветов, драгоценностей. Зная моих любознательных учеников, тщательно разрабатывала проект урока «Символический уровень рассказа Куприна «Гранатовый браслет».  Разрабатывая урок системно-деятельностного подхода,  помнила, что проектирование урока начинается с поиска,  определения, конкретизации педагогической цели. Для себя поставила цель: 
а)раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа (воспевание любви как высшей ценности мира); роль символического звучания деталей в поэтике рассказа); 
 б)   способствовать воспитанию благородства, духовности.
 Конечно же, мои  воспитанники  азартно принялись за выполнение своей цели, которую они определили в начале урока: выявить природу символов рассказа, чтобы понять идейный смысл произведения. Исследовательская работа проходила в трех группах. Имея опыт работы с символикой,  ребята быстро определили значения цветов, чисел, имен. Работали с таблицами, выходили в виртуальную библиотеку. Слушали сонату № 2 Бетховена, смотрели отрывки из фильма «Гранатовый браслет».
 Лидеры групп обобщили, сформулировали выводы. Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе здесь, на этом уроке проявились  в:
 умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; 
 умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
 умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. 
В мировой педагогике в последнее время, как в системе передового педагогического образования, так и в сфере повышения квалификации педагогов, а также в рамках различных встреч, конференций, курсов, семинаров, широкое распространение получили «рабочие мастерские» - эффективная форма передачи знаний и умений, обмена новыми методами образования, воспитания и развития детей. Проводила и я урок-мастерскую
По Булгакову «Мастер и Маргарита»  - « Любовь – это путь к вечности».Меня привлекла эта форма обучения,  основанная  на практических действиях (исполнении), связанных определенной познавательной и педагогической задачей и предназначенных для самостоятельного творческого выполнения этих действий учащимися.    Ассоциации в педагогической мастерской используются для актуализации личного опыта участников, «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.
   Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.
   Мастерские по самопознанию, а также отношений и ценностных ориентации имеют, с одной стороны, диагностический характер, а с другой, — помогают учителям и учащимся выстроить систему ценностей на основе соотнесения личного опыта и достижений общечеловеческой культуры. И здесь я  опираюсь на высказывание Т.К. Селевко о мастерской как образовательной технологии: «Мастерская, как локальная технология, охватывает большую или меньшую часть учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно  свободны»  очень хорошо понимаю, насколько эти технологии помогают нам, учителям, и учащимся. 
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек  отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени.
И свет обретши, ропщет и бунтует…
Эти строчки Тютчева  я брала эпиграфом к уроку по «Житию» протопопа Аввакума, яростного бунтаря, Из темной глуби XVII столетия, словно из пропасти, нам уже давно светят, притягательно и загадочно, пронзительные глаза протопопа Аввакума - писателя, которого мы высоко чтимВ самом деле, не будь Аввакума - и наша литература не имела бы, кажется, того прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком - не церковным, а народным. 
“Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное “Житие” неистового протопопа Аввакума. Речь его - вся на жесте, а канон разрушен вдребезги!” - так говорил Алексей Толстой. 
Реализм, точный и беспощадный реализм, убивающий врага наповал, этот реализм нашей великой литературы был порожден “Житием протопопа Аввакума”,  творчество которого высоко ценили И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Знакома с текстами древнерусской литературы в достаточной мере, но, ни один автор  не затронул мою душу так, как  Аввакум.   «Житие»  прочитала не один раз, потому как исследовала его текст,  готовя  дипломную работу. Житие” его включено в хрестоматию, и каждый грамотный человек должен хоть единожды в жизни прикоснуться к этому чудовищному вулкану - этому русскому Везувию, извергавшему в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности.  А пишет он, как говорит, а говорит он без затей, запальчиво: и браня , и если задать вопрос себе, чем он меня так привлек, скажу
скажу,  не колеблясь: язык его произведения. Его «ковыряние»,  как он сам говорит,  и «вяканье» – это русская речь,   о которой Аввакум заботится со всей страстностью русского человека, он взывает к национальному чувству и всех  читателей.  Обращаясь к тем, кто его слушал, автор  «Жития» провозглашал: «не позазрите просторечию нашему, понеже люблю свой русский природный язык…не брегу о красноречии и не уничижаю своего языка русского». Думаю,  не одна я уверена в том, что успешное воспитание детей возможно только на образах самых возвышенных духовных устремлений в жизни и творчестве людей.  Кроме огнепального  Аввакума, это и житие  Сергия Радонежского, жизнь которого была  высоким примером  нравственного подвига и, конечно, постоянная связь с Евангелием, без  знания Библии  невозможно понять значимость и актуальность заветов Владимира Мономаха. Работа вот с такими  текстами,  помогает наполнить детское восприятие окружающего мира христианским смыслом.  Формирует  учащихся любовь к Отечеству и своему народу,   дает возможность детям,  в период их  активного поиска своего места в жизни,  укрепить дух, сохранить веру в высшие ценности, обрести душевное равновесие и чувство гордости за свою Родину. Давайте с вами, опираясь на православно-христианские истины, приобщая детей к исконным святыням, преображать их души и,  как говорил Преподобный Серафим Соровский: «Страсти и пороки постепенно перерождаются  в добродетели: гордость – в смирение, эгоизм – в любовь, самоволие – в послушание»
С гордость могу сказать, что многие мои  выпускники стали достойными людьми. Не могу без волнения вспоминать их творческие  работы. Ведь христианские сюжеты и образы воплотились и в русской литературе, потому что христианское мировоззрение оказало влияние и на становление творчества русских писателей, на поиски ими  нравственного идеала , смысла жизни. « Вся наша литература ранена христианской темой, вся она ищет спасения от зла, страдания…»,  - слова Н.Л. Бердяева. И,  действительно,  мои воспитанники выявляют на уроках  писателей-классиков христианскую символику романа Достоевского «Преступление и наказание», христианский подтекст  произведений Чехова, христианские образы в творчестве Пушкина, многогранность христианской образности в творчестве Гоголя, библейские образы в поэзии Ахматовой. Думаю, что все это не прошло мимо них, а заронило зерна нравственности в  души. 
Свою главную задачу вижу в воспитании патриотов, культурных, грамотных людей, которые должны помнить, что Россия – уникальная страна со своими традициями, историей, культурой. В кабинете на стенде слова Д.С. Лихачева: «Искусство освещает и одновременно освящает человека» Эту истину проповедую своим ученикам, и сама следую ей всю жизнь.
 

Моё образование

"Алтайское краевое культурно-просветительское училище", квалификация "Клубный работник, руководитель самодеятельного театрального коллектива", 30.12.1974.

"Алтайский государственный университет", преподаватель - филолог,  29.06.1987. 

Рейтинг

Баллов: рейтинг473.2 Место: место86603 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!